Адаптация детей к учреждению дошкольного образования

Уважаемые родители!

Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог учреждения дошкольного образования. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна Ваша помощь! Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.
развернуть

Что такое адаптация?

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в  первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности,  наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности  навыков самообслуживания и т.д

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:  

до 1 месяца – лёгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптапция средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется: появляется аппетит, налаживается сон, речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

В период адаптации воспитатели дошкольного образования, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада педагоги стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с  малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями дошкольного образования о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от педагогов и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия учреждения дошкольного образования – как можно более безболезненно. Для  этого Вам  необходимо психологически  готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

Что же для этого нужно?

  1.  Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
  2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
  3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
  4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
  5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
  6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться».
  7.  Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов;  во второй день - до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, педагог - психолог нашего учреждения всегда ждёт вас!  

Желаем вам успехов в подготовке ребенка к важному событию в его жизни!

У вас все получится!

свернуть

Легкая адаптация

  1. Эмоции. Отрицательные эмоции — обязательный попутчик процесса адаптации ребенка в саду. Они выражаются в плаче от легкого хныканья и крика, потому что другие кричат, до безудержных рыданий и истерик. Малыш испытывает страх из-за незнакомого и непривычного окружения, а главное, из-за опасений, что мама забудет прийти за ним и забрать домой. Он чувствует себя преданным, оторванным от семьи. Это нередко выливается в гнев, когда чадо злится, кричит, бьет родителя, не дает себя раздеть. Некоторые дети, наоборот, пассивны и, кажется, будто у них вообще отсутствуют эмоции, — они переживают все внутри и неизвестно, что хуже. Родителям надо запастись терпением, пройдет время и на смену грусти придет радость от игр и общения со сверстниками. Возможно, при расставании ребенок будет плакать еще долгое время, но если он быстро успокаивается, значит, адаптация идет хорошо.
  2. Аппетит. Нормально, если в период адаптации крохе не захочется есть. Это связано с непривычным вкусом и видом пищи, к прочему прибавляется стресс. Возобновление аппетита станет благоприятным признаком.
  3. Сон. Качество сна тоже пострадает от чрезмерного нервного напряжения. Малыш может не желать укладываться на дневной сон в саду или засыпать, но спать беспокойно и плакать после пробуждения. Дома тоже могут наблюдаться некоторые нарушения, которые исчезнут без следа, как только адаптация будет пройдена.
  4. Навыки. В первые дни, проведенные в садике, дети иногда «теряют» навыки самообслуживания, даже давно приобретенные: поход на горшок, самостоятельный прием пищи, одевание и раздевание. Судить об успешно прошедшей адаптации в детском саду можно тогда, когда малыш вспомнит прежние умения, и, возможно, с удивлением обнаружит, что научился новым у своих сверстников.
  5. Жажда знаний. По началу, дети часто теряют всякую активность и интерес к новым игрушкам. Некоторым малышам требуется немного времени провести в одиночестве, со стороны наблюдая за происходящим вокруг — это нормально. В процессе адаптации кроха все больше станет проявлять любопытство к окружающему пространству.
  6. Отношение с педагогами и детьми. Ребенок 1,5-3 лет в ясельной группе еще неспособен полноценно играть в коллективные игры, полностью вовлекаясь в процесс. В этом возрасте играют скорее не сообща, а рядом друг с другом. Кроме того, первое время, пока не закончится адаптация, даже самый общительный, улыбчивый ребенок будет замкнутым, нелюдимым и угрюмым. Все пройдет, когда адаптация закончится, и малыш станет с интересом слушать воспитательницу, вовлекаться в занятия, предложенные ею и соблюдать распорядок дня.
  7. Речь. Бывают случаи, когда из-за стресса ребенок начинает коверкать слова. Нет повода для беспокойства, вскоре речь не только восстановится, но и обогатится.
  8. Двигательная активность. В зависимости от темперамента степень адаптации и реакция на перенапряжение психики у детей могут сильно отличаться: кто-то становится вялым и заторможенным, кто-то, напротив, неуправляемым и агрессивным. Об успешном завершении адаптации скажет возврат к прежней манере поведения сначала дома, а затем в саду.
  9. Здоровье. Часто в период адаптации в саду у малыша появляются сопли, он начинает безостановочно болеть ОРЗ и цеплять другие вирусы. Это так называемый уход в болезнь — кроха на подсознательном уровне хочет остаться дома в привычной обстановке. Из-за постоянного стресса снижается иммунитет, организм отвечает на призыв нервной системы болезнью. Чтобы этого избежать, родителям нужно привести жизнь вне детского сада к максимально возможному комфорту и спокойствию, наладить эмоциональный контакт с ребенком.

Причины возникновения стресса

Отрыв от матери — самого дорогого существа — главная причина возникновения стресса. Ребенок брошен, что ожидает его дальше — он не знает, не понимает, как вести себя с незнакомыми детьми и взрослыми. Он охвачен страхом, сделать что-нибудь неправильно. Известно, что мальчики 2,5-5 лет тяжелее переживают расставание с матерью, чем девочки. Кроме того, адаптационный период может совпасть с кризисом 3 лет, поэтому некоторые специалисты утверждают, что период адаптации в детском саду легче и быстрее преодолевают дети, которых отдают туда в более раннем возрасте — в ясельную группу с 1,5 до 3 лет.
 
Видя, как его беззащитный ребенок страдает, каждый родитель хочет помочь малышу поскорее справиться со стрессом. Прежде всего, дома нужно постараться создать максимально спокойную и доброжелательную обстановку, чаще говорить малышу, какой он хороший и как сильно вы его любите, обнимать и целовать, и также:

  • в процессе адаптации не ругать за непослушание и капризы, наоборот, чаще хвалить и стараться переключить внимание ребенка на игру. Следует понимать, плохое поведение во время привыкания — следствие угнетения нервной системы;
  • не критиковать воспитателей и не отзываться о детском саде плохо в присутствии ребенка. Лучше, если малыш будет уважать людей, с которыми проводит почти весь день по примеру родителей, рассказывающих, в какой замечательный садик он ходит;
  • не менять распорядок дня, установившийся в саду, в выходные дни. Можно дать возможность поспать утром немного дольше обычного, но не более чем на 1-2 часа. Если малышу необходимо отсыпаться в выходные, значит, выстроен неправильный режим, и вечером ему нужно ложиться спать раньше;
  • разрешать малышу брать в садик любимую игрушку. Частичка родного дома поможет справиться с тревогой;
  • играть в детский сад и всегда доводить игру до логического завершения, когда вечером за детьми приходят родные и забирают их домой. У ребенка не должно оставаться сомнений в том, что за ним придут, его не бросят;
  • позволить малышу привыкать к новой обстановке постепенно: первое время водите его в детский сад на пару часов, когда кроха немного освоится можно увеличить часы посещения до дневного сна и далее.

Спокойное утро

Правильный настрой на садик начинается со спокойного утра. Ребенок чувствует настроение матери: если она будет нервничать, показывать неуверенность или раздражаться, то ее состояние обязательно передастся малышу. Сохраняйте спокойствие и доброжелательность во время разговора с ребенком дома и по приходе в детский сад.

Не кричите и не подгоняйте. Разбудите чадо пораньше, чтобы он успел проснуться и не спеша собраться. Детям нужно больше времени, чем взрослым, чтобы отойти ото сна и настроиться на день.

По возможности пусть ребенка в садик, пока не пройдет период адаптации, провожает кто-то из близких, к которому он привязан не слишком сильно. Малышу будет проще попрощаться с ним, когда придет момент расставания.

Утром проговаривайте ребенку, как пройдет его день: чем он займется в детском саду, как вы вместе проведете вечер и главное — когда именно за ним придете (после обеда, сна или прогулки). Так крохе будет проще сориентироваться, и он не будет ежеминутно ждать родителя.
 
Распространенные ошибки родителей
 
По незнанию взрослые часто ведут себя неправильно, лишь затягивая адаптацию ребенка в детском саду:

  • ругают и наказывают малыша за капризы из-за нежелания посещать детский сад или расставаться с провожающим его родителем;
  • говорят с кем-либо в присутствии ребенка о его слезах, и ему передается тревожность взрослого;
  • пытаются напугать детским садом, например: «Не будешь меня слушаться, пойдешь в детский садик» или «Еще раз такое вытворишь, и оставлю тебя в садике». Дошкольное учреждение не должно ассоциироваться у малыша с отрицательными эмоциями;
  • обманывают ребенка. При намерении оставить его в саду до вечера, не надо обнадеживать малыша своим скорым приходом, — скажите правду. В противном случае, прождав вас целый день, он утратит доверие к родным людям.

Помощь родителям

В специализированной литературе найдется много практических советов о том, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду, но не сказано ни слова об угнетенном состоянии его родителей. Ведь им тоже несладко: ребенок плачет иногда просто при одном упоминании, что завтра нужно идти в садик, и родители чувствует себя предателями, переживают и мучаются, хотя чаще отмахиваются от своих эмоций. Как можно помочь себе быстрее избавиться от нервного напряжения?

  1. Взрастить внутреннюю уверенность, что детский сад действительно необходим и вам и ребенку. Авторитетный специалист в области детского развития и здоровья, врач педиатр, к. м. н. Комаровский Е. О. разбирает проблемы адаптации в саду на своем видеоканале и неоднократно упоминал, что посещение ребенком УДО влияет на формирование личности исключительно положительно. Воспитатели с педагогическим образованием привьют малышу навыки самостоятельности и организованности, познавательной, игровой и учебной деятельности. Ребенок будет общаться со сверстниками, что благотворно скажется на его приспособленности к жизни в коллективе. А родители смогут пойти работать или заняться делами, приступить к которым не было возможности из-за присутствия рядом ребенка.
  2. Понять, что ваш кроха не так уж беззащитен и слезы в этом случае — лучшее, что могло произойти. Капризность ребенка более желательна, чем замкнутость и переживание тревог внутри себя (что иногда встречается). Плач помогает не перегружаться нервной системе, ведь у ребенка настоящее горе, — он вынужден расстаться с самым дорогим человеком, с мамой и не знает, когда она за ним придет и придет ли вообще. Но вам-то известно, что вечером вы снова увидитесь.
  3. Проконсультироваться с психологом, занимающимся проблемами адаптации в детском саду. Если такой возможности нет, не стесняться лишний раз спросить о ребенке у воспитателя: как он кушал, как вел себя, спал или нет, долго ли плакал после вашего ухода. Воспитатель сталкивался с разными детьми за годы своей работы и знает об адаптации все, он сможет успокоить или дать рекомендации, рассказать, на что нужно обратить внимание. Иногда важно просто поговорить с человеком, чтобы унять внутреннее беспокойство и понять, что ребенок остается с профессионалом и человеком, любящим детей.
  4. Найти единомышленников среди таких же родителей. Делитесь способами, как помочь малышам лучше адаптироваться в детском саду, радуйтесь их успехам сообща.
То, сколько продлится адаптация ребенка к детскому саду и, какой будет степень ее тяжести, во много зависит от правильного поведения и мудрости родителей. Не ругайте ни себя, ни малыша — испытываемые сейчас эмоции, нормальны и естественны. И не забывайте, что все временно, и совсем скоро станет значительно легче, а еще чуть позже кроха сам будет проситься в детский сад, чтобы поиграть с новоприобретенными друзьями.
свернуть

Почему дети болеют в период адаптации

Однажды настает тот долгожданный для родителей день, когда ребенок отправляется в детский сад. Казалось бы, наконец мама может спокойно выйти на работу, однако очень скоро к детским слезам утреннего расставания добавляются… насморк, кашель, температура.

Через неделю-две больничный закрывается, ребенок снова идет в сад, но спустя несколько дней опять «хлюпает носом». Такой замкнутый круг может длиться достаточно долго: педиатры называют от 3-4 месяцев до года. С чем связаны трудности адаптации, как помочь организму ребенка и избежать осложнений болезни – на эти и другие вопросы отвечает Алла Беганская, заведующий педиатрическим отделением УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1».

– Когда отправлять ребенка в детский сад – это, скорее, педагогический вопрос, и все же… Что думают по этому поводу педиатры?

– Каким бы хорошим ни был детский сад, 80% детей в период адаптации болеют. И это абсолютно нормально. Естественно, что родители встревожены и хотят поскорее выбраться из бесконечных больничных. Но хорошо бы подумать о предстоящих трудностях заранее, еще до сентября. Не нужно откладывать начало посещения сада на осень, лучше пойти в августе, пока еще тепло. Правильнее не оставлять ребенка сразу на целый день, а увеличивать время пребывания в саду постепенно. Сейчас для мягкой адаптации создаются все условия: во многих садах есть группы временного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет, куда малыши приходят вместе с мамами, привыкают к новой обстановке и режиму. И это очень правильно. Некоторые родители знакомят ребенка с садом таким образом: сначала приводят на прогулку на территорию садика, потом показывают группу, где он будет играть с другими детьми, спальню, столовую, знакомят с воспитателями и нянями… Все это формирует позитивное восприятие детского сада.

 – Часто родители говорят, что ребенок до сада болел редко или не болел вообще. Но как только пошел – болезни одна за другой. С чем это связано?

– Основных причин две: новый образ жизни и новое окружение.

Ребенок начинает жить по новому режиму. Дома он ел и спал, когда хотел, график прогулок был другим… Попав в сад, дети чувствуют на себе давление нового ритма жизни, и закономерно, что их организм пребывает в стрессе. Психоэмоциональное состояние сказывается на физическом здоровье и, конечно же, на иммунной системе – снижается восприимчивость организма к вирусам и бактериям. А в детском саду, в новом окружении, ребенок сталкивается с новыми для его организма видами вирусов и бактерий. Пока ребенок находился дома и жил в окружении родственников, он «познакомился» с типичными для его семьи видами бактерий. Контактируя с другими детьми, он встречается с бактериями, типичными для их семей. Происходят обмен и как следствие заражение. Большинство болезней – острые инфекции, чаще всего вирусные респираторные (поражают дыхательные пути). Однако количество циркулирующих вирусов не бесконечно. Каждое перенесенное заболевание формирует иммунитет, уменьшая вероятность следующего. Хуже, если ребенок не болеет в детском саду: скорее всего, он будет болеть в школе, а это намного сложнее. Во-первых, он будет пропускать занятия, а во-вторых, заболевания, как правило, протекают сложнее.

Немаловажно и то, как быстро наполняется детьми новая группа. Если, скажем, в течение 10 дней собираются все дети, то процесс обмена вирусами и бактериями проходит быстрее. Если в группу с периодичностью ходят 7 – 10 детей, а потом через полгода начинают поступать остальные, адаптированные снова будут болеть. Поэтому важно наполнить группу одновременно.

– Часто родители считают, что болезни детей – результат недосмотра работников детского сада: то слишком легко одели, то слишком много одежды, в группе сквозняк или, наоборот, жара и сухой воздух…

– К учреждениям дошкольного образования предъявляются очень строгие санитарные нормы и правила, выработанные годами. Документально прописано все до мелочей: температура в группах и спальне, график уборки и проветривания помещений, режим питания, сна, игр и многое другое. Центр гигиены и эпидемиологии строго следит за соблюдением санитарных правил. К тому же, в садах есть медицинские работники, которые являются наблюдателями и гарантами качественного проведения уборки и соблюдения всех норм.

Чтобы избежать многих проблем, родителям стоит подготовить ребенка к детскому саду, привить хотя бы минимальные навыки самообслуживания: научить самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить на горшок, держать в руках ложку и, самое главное, уметь слушать воспитателя. Если ребенок всему этому научится дома, а не в детском саду, где он и так испытывает стресс из-за новых условий, адаптация пройдет быстрее и проще.

– Какая тактика лечения правильная: отправить ребенка в садик сразу после выздоровления или на какое-то время оставить дома, но тем самым растянуть и без того сложную адаптацию?

– Обычно вопрос стоит иначе – родители торопятся на работу. Таковы реалии. Недельку ребенок поболел, вроде выздоровел, больничный лист приходится закрывать. И тут ребенок снова попадает в коллектив недолеченным, иммунная система не может вовремя отреагировать на новое заболевание, и потому оно будет длительнее и тяжелее предыдущего. Если в первый раз было достаточно промыть нос, дать теплое питье и оставить дома на пару дней, то в следующий раз, возможно, доктору придется назначать антибиотики и бороться с осложнениями. Если ребенок перенес тяжелейший бронхит или пневмонию, он вялый, анализ крови не очень хороший, то нужно обязательно продлить домашний режим до полного выздоровления. Видите, что малыш хорошо кушает, спит, хочет снова в детский сад, значит, пора возвращаться. Доктор Комаровский, которого, наверное, знают все родители, вообще считает, что если ребенок выздоровел и может за собой ухаживать (сморкать нос, например), то вперед в детский сад. Главное – позитивный настрой.

 Может ли ребенок болеть из-за того, что его настрой вовсе не позитивный?

– Конечно, это тоже важный фактор. Каждый ребенок хочет находиться рядом с мамой. Часто после болезни подсознательно формируется мысль «если я заболею, то мама будет рядом». Организм любыми способами пытается вернуться в комфортные условия. Да и родители допускают ошибку, чрезмерно оберегая и балуя ребенка во время болезни. Конечно, болеющего малыша бесконечно жаль, но не нужно создавать положительных ассоциаций с болезнью и исполнять все желания захворавшего. Наоборот, стоит подкреплять позитивными ассоциациями выздоровление, а не болезнь.

– Как помочь малышу в домашних условиях, можно ли как-то ускорить и облегчить выздоровление?

– Если вы о «волшебной пилюле», то ее нет. Нельзя заниматься самолечением и кормить ребенка иммуностимуляторами, надеясь избежать болезней. Если это будет действительно необходимо, участковый врач направит вас к иммунологу, и уже он будет решать, нужно ли назначать лекарства.

Очень важную роль играет микроклимат дома: температура воздуха не более 22 градусов, а лучше около 18 – 20, влажный воздух (особенно в отопительный период), частые проветривания. Эти простые правила значительно ускорят выздоровление и помогут избежать осложнений. А многие вирусы и вовсе обойдут вас стороной: они не любят влажную слизистую. Хорошо иметь дома увлажнитель воздуха, но если его нет, то можно развесить мокрое белье (постиранное без кондиционера), проводить влажную уборку чаще, обрызгать водой шторы и растения… Эти несложные меры особенно хорошо помогают при насморке и кашле.

– Можно ли вести ребенка в детский сад с насморком?

– Родители других детей, конечно же, против, однако сами нередко ведут своего ребенка в сад «с соплями». Мы, доктора, тоже хотели бы, чтобы все дети ходили в сад абсолютно здоровые. Но в наших условиях это вряд ли возможно. К тому же дети ясельного возраста более подвержены насморку из-за высокой проницаемости слизистой носа. Если ребенок чувствует себя удовлетворительно и это не начало болезни, насморк не помеха. Но если есть возможность оставить ребенка дома, то оставьте. Хотя бы потому, что недолеченный насморк чреват осложнениями.

Мы много говорим о медицине, но я хочу сказать о главном: своего ребенка надо уметь слушать и слышать. Будьте внимательны к его жизни, чувствам, мыслям, настроению и самочувствию. Не убегайте из садика, пока ребенок заигрался, отвлекся. Вы упрощаете расставание для себя, но ребенок не понимает, куда делась мама. Это негативная составляющая может потом сохранятся на долгие годы. Ребенок должен видеть, что мама уверенна и спокойна. Попрощайтесь, скажите, что обязательно его заберете, дайте с собой частичку дома – игрушку или носовой платочек, который пахнет мамой. Это все очень важно, в том числе и для сохранения физического здоровья.

свернуть