Маршруты выходного дня
Маршруты по Беларуси
Маршруты по Беларуси
Так же мы вам предлагаем познакомить детей с памятными и красивейшими местами Беларуси:
- Мирский замок
- Лидский замок Гедимина
- Замок Миндовга в Новогрудке
- Гольшанский замок Сапег
- Мемореальный комплекс "Брестская крепость"
Виртуальные экскурсии
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У них нет границ, и им не мешают погодные условия, не покидая детского сада посетить большое количество музеев, заглянуть на шоколадную фабрику, побывать на международной космической станции и в сказочных владениях Деда Мороза.
Уважаемые родители, мы предлагаем вам осуществить виртуальные экскурсии по памятным местам Республики Беларусь.
Маршруты выходного дня «По местам памяти героев, погибших во время войны»
Маршруты выходного дня «По местам памяти героев, погибших во время войны»
Уважаемые родители!
Вашему вниманию мы предлагаем маршрут выходного дня, который посвящен военно-исторической тематике, связанной с событиями Великой Отечественной войны. Маршрут идёт по местам мемориалов и братских могил советских солдат, погибших в боях за освобождение Гомельщины.
Маршрут посвящен военно-исторической тематике, связанной с событиями Великой Отечественной войны. Маршрут идёт по местам мемориалов и братских могил советских солдат, погибших в боях за освобождение Гомельщины. Данный маршрут рассчитан с условием использования общественного транспорта, личного автомобиля.
Первая точка нашего маршрута — Курган Славы.Мы отправляемся в Советский район г.Гомеля на Речицкий проспект до ост. «Парк Фестивальный».
Из Советского района отправляемся в Новобелицкий район города на улицу Ильича. Затем выезжаем из Гомеля по Черниговскому шоссе, на втором километре поворачиваем в лес направо.
Вторая точка — Мемориальный комплекс «Партизанская криничка».
Третья точка — Братская могила советских воинов подпольщиков (Вечный огонь).
Далее следуем по пр. Ленина до ост. «ул. Карповича».
Четвертая точка — Памятник комсомольцам.
Пятая точка — Памятник братьям-фронтовикам Лизюковым.
Далее по пр. Победы следуем до пл. Восстания.
Шестая точка — Памятник воинам-освободителям (Танк).
Седьмая точка — Памятный знак узникам концлагеря.
Далее маршрут следует по ул. Советской до ост. «Гостиница «Турист».
Восьмая точка — Мемориальный комплекс «Аллея героев».
Чтобы добраться до следующей точки маршрута, необходимо вернутся по ул. Советской до пл. Ленина и пройти в парк Гомельского дворцово-паркового ансамбля.
Девятая точка — Памятник ополченцам-защитникам города.
Первая точка нашего маршрута — Курган Славы.
Вторая точка —Мемориальный комплекс «Партизанская криничка» — находится на месте базирования партизанского отряда «Большевик» в годы Великой отечественной войны.
Гомельский партизанский отряд «Большевик» начал действовать с 17 августа 1941 года. Во время оборонительных боев за Гомель он первоначально насчитывал около 50 человек. Отряд обосновался на 9-м км шоссе Гомель-Чернигов, в районе Щекотовской дачи у «Партизанской кринички». Партизаны «Большевика» проводили диверсии на железных дорогах и основных автомагистралях, полностью парализовали движение судов по реке Сож. В ноябре 1943 года во время Гомельско-Речицкой операции партизаны бригады «Большевик» вместе с частями Красной Армии участвовали в операции «Багратион».
По данным военной хроники, партизаны и подпольщики Гомеля уничтожили свыше 10 тыс. гитлеровцев, 15 складов боеприпасов и снаряжения, 8 железнодорожных мостов, 150 вражеских эшелонов, 515 автомашин, вывели из немецких лагерей смерти свыше 8 тыс. военнопленных, спасли от угона в фашистское рабство 5 тыс. советских граждан.
Мемориальный комплекс «Партизанская Криничка» в Гомеле, отражает беспримерное мужество и стойкость защитников нашей Родины. Он достоин славы людей, завоевавших Победу, и будет всегда напоминать молодому поколению о цене, которую заплатили их деды и прадеды, отстаивая независимость своего государства.
Третья точка — Братская могила советских воинов подпольщиков (Вечный огонь).
Всего в братской могиле похоронены 30 человек. Биографии некоторых описаны в деталях, о других есть только записи на мраморных плитах — имя, фамилия, звание, год гибели.
Генерал-майор авиации Иван Антошкин стал Героем Советского Союза еще в 1940 году. Опытный летчик прошел бои на Халхин-Голе и советско-финскую войну. В одном из вылетов его самолет получил 112 пробоин. Сажал его на брюхо с одним работающим мотором и сломанным шасси. Тогда мастерство Антошкина спасло жизнь всему экипажу. Погиб летчик в мае 1944-го — его самолет разбился под Жлобином.
Герой Советского Союза Александр Исаченко был подпольщиком. По воспоминаниям боевых товарищей — отчаянно храбрый, прирожденный диверсант-разведчик. Парень из крестьянской семьи, но действовал так, будто прошел подготовку в спецназе. Под его руководством подрывники пустили под откос почти 60 эшелонов врага, уничтожив 87 танков, десятки другой техники и большое количество живой силы врага. Погиб Исаченко в октябре 1942-го, когда готовил взрывные устройства для новых операций.
В 1951-м в мемориальном комплексе похоронили еще одного человека. Совершенно очевидно — в порядке исключения, обусловленного масштабом личности Героя Советского Союза Емельяна Барыкина. Для Гомеля — человек-глыба. В войну он был одним из командиров партизанского соединения, а затем председателем горкома партии. Фактически первый послевоенный мэр областного центра. Именем Барыкина названа одна из самых протяженных улиц Гомеля, а на фасаде дома № 94 изображенмурал с его портретом. В глаза бросается окладистая до груди борода героя. Говорят, что в начале войны Емельян Игнатьевич дал зарок не бриться, пока не будут изгнаны оккупанты. На послевоенных фото легендарный партизан уже без бороды.
Отдельная история — когда появился Вечный огонь.
В энциклопедическом справочнике «Гомель» издательства «Белорусская Советская Энциклопедия имени Петруся Бровки» сказано: год зажжения огня на площади Труда — 1950-й. Однако официально считается, что первый в СССР Вечный огонь зажгли в 1957-м на Марсовом поле в Ленинграде. Выходит, Гомель был первым? Впрочем, не будем спешить с сенсационными выводами. Особенно с учетом того, что централизованная газификация областного центра началась только в 1961-м и в честь этого грандиозного события на несколько дней был зажжен факел — буквально в полутора сотнях метров от площади Труда.
— Это, впрочем, не говорит о том, что Вечного огня на мемориале в 1950-м не было, — предполагает историк Константин Мищенко. — Его могли установить, но зажигать только в значимые даты. При этом огонь горел за счет переносных газовых баллонов или работал на жидком топливе.
В пользу такой версии говорит еще одно обстоятельство. Первая реконструкция мемориала состоялась в 1965-м. Не исключено, что она была связана с подведением к нему газопровода — прилегающие к площади Труда улицы к тому моменту были газифицированы.
Так выглядел Вечный огонь на городской площади Труда в 70-е годы прошлого века. В советское время мемориал реконструировался дважды — в 1965 и 1983 годах. А в конце нестабильных 1990-х прошел слух, что огонь будут зажигать лишь в знаковые праздники — оплата за круглосуточно потребляемый газ была для города серьезной статьей расходов. Однако на деле до таких ограничений не дошло.
В начале нулевых случился другой инцидент. Неизвестные похитили лучи звезды, в центре которой горит пламя. Политических мотивов за этим не стояло — бытовой криминал, связанный с охотой за цветными металлами. Вскоре лучи вернули, закрепив надежнее прежнего. Сегодня мемориальный комплекс под круглосуточным видеонаблюдением.
В 2016-м во время его реконструкции были добавлены два новых элемента — в память о военных летчиках и моряках. На одной из мраморных плит изображен пропеллер с крыльями, на другой — корабельный якорь. Последний объект стал культовым для гомельчан, служивших на флоте. Они собираются здесь в августе ежегодно. Бескозырки, тельняшки, флаги… Возложение цветов и фотография на память.
Почетная миссия. Круглосуточное газоснабжение Вечного огня обеспечивает ПУ «Гомельгаз» филиал РПУП «Гомельоблгаз». Горелка, размещенная в центре звезды, имеет довольно простую конструкцию. А газ с воздухом смешиваются в пропорции, которая придает пламени оранжево-желтый цвет.
Четвертая точка — Памятник комсомольцам.
В сквере на пересечении ул. Карповича и Жарковского в 1964 году установлен памятник в память о комсомольцах, воинах и партизанах, погибших в борьбе против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
Серый гранитный 8-мигранный обелиск высотой 25 метров, расположенный на прямоугольном ступенчатом цоколе на пересечении улиц Карповича и Жарковского и окруженный газонами. У фасадной грани обелиска – бронзовая 2-метровая скульптура девушки с вымпелом в раскинутых над головой руках. На цоколе – выбитая золотом надпись: «Великие подвиги ваши бессмертны. Героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины 1941-1945 г.г.».
Установлен в 1964 году на пересечении улиц Карповича и Жарковского на средства гомельских комсомольцев в память о комсомольцах, воинах и партизанах, погибших в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в Великую Отечественную войну. Сначала был поставлен обелиск, в 1975 году – скульптура девушки. Архитектором проекта выступил Ю. Лысов, скульптором – В. Летун.
В марте 2015 года в ходе всебелорусской акции по реставрации памятников воинам-освободителям, инициированной Федерацией профсоюзов Беларуси, была проведена реконструкция монумента и прилегающей к нему территории: так, на памятнике появилась современная подсветка. Организатором реставрации выступило Гомельское областное объединение профсоюзов совместно с областным и городским исполнительными комитетами. Средства на реконструкцию памятника поступили от трудовых коллективов организаций, предприятий, учреждений, а также от обычных людей.
Обновленный монумент был торжественно открыт 8 мая 2015 года.
Пятая точка — Памятник братьям-фронтовикам Лизюковым.
В 2019 году в День Независимости был торжественно установлен памятный знак братьям Лизюковым. Они погибли в разных местах, но в родном городе были увековечены в бронзе. Ранее в честь фронтовиков назвали улицу.
Памятный знак героям ВОВ расположен на площади Победы. Представляет собой фигуры трех братьев — артиллериста, танкиста и партизана. Герои в полный рост стоят плечом к плечу и смотрят в трех направлениях, словно держат круговую оборону. Черты характера братьев были почерпнуты скульптором Валерием Кондратенко из сохранившихся семейных фотографий. Высота памятника 4 метра.
О жизни братьев Лизюковых можно написать книгу. Старший Евгений командовал партизанским отрядом на Минщине. 7 июля 1944 года он с отрядом направлялся в Минск, чтобы принять участие в партизанском параде. Однако на подходе к столице они столкнулись с немецко-фашистской группировкой. Врага не пропустили, но Евгений погиб в рукопашном бою.
Средний Петр был артиллеристом и сражался в самом пекле. Его полк участвовал даже в Сталинградской битве. 31 января 1945 года бригада Петра Лизюкова отправилась на помощь боевым товарищам: на их участке была угроза вражеского прорыва. Командир организовал оборону и погиб в сражении.
Младший Александр был известен еще в начале войны. Благодаря героической обороне переправ под Борисовом и Смоленском тысячи советских солдат вышли из окружения. Он командовал дивизией, танковой армией, получил звание генерал-майора. Погиб в бою под Воронежем в 1943 году.
За свои подвиги братья Петр и Александр Лизюковы удостоены званий Героев Советского Союза. Примечательно, что во всем СССР было лишь 12 семей, в которых сразу двое получили такое звание.
Возведение памятника. Концепция композиции менялась не раз, работу вел гомельский скульптор В. Кондратенко. Он изучал архивные снимки, общался с родственниками и пытался передать характер каждого героя.
Памятник Лизюковым находится на площади Победы, напротив библиотеки им. Ленина. Братья будто держат круговую оборону, расположившись плечом к плечу. Они смотрят на город с постамента. Александр держит в руках планшет с картой Воронежа. У Петра в руках бинокль. А Евгений стоит с автоматом.
Шестая точка —Памятник воинам-освободителям (Танк).
Установлен в 1968 в память об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков 26.11.1943 (архитектор В. Холодов). В честь воинов-освободителей города на бетонном постаменте возвышается танк Т-34.На постаменте надпись: «Воинам-освободителям от трудящихся Гомеля».
Седьмая точка — Памятный знак узникам концлагеря.
Также на площади Восстания расположен памятный знак узникам концлагеря. На том месте, где в годы немецко-фашистской оккупации города размещался центральный пересыльный лагерь для военнопленных – Дулаг-121, в котором были уничтожены более 100 тысяч человек.
Лагерь был создан в сентябре 1941 года на территории завода «Двигатель революции» и месте бывшей дислокации кавалерийской дивизии Красной Армии. Узники лагеря содержались в бывших стойлах, переоборудованных под бараки. Их было семь. Зимой 1941-42 гг. в лагере ежедневно умирало до 1000 человек. Людей косили эпидемии тифа, дизентерии, недоедание, холод.
Расстрелянных, замученных и умерших узников закапывали в ямах на территории лагеря, около элеватора, в противотанковых рвах, на 210 километре железной дороги Гомель-Жлобин. Тысячи трупов были сожжены в специальных печах.
10 октября 1943 года, в связи с приближением фронта, в городскую больницу было передано 600 больных и раненых военнопленных. Тех, кто был относительно здоров, погнали в другие концентрационные лагеря. Постройки лагеря с частью больных были взорваны.
Восьмая точка — Мемориальный комплекс «Аллея героев».
Аллея Героев и мемориальный комплекс расположен в сквере по улице Советской в Гомеле. Центральная часть мемориального знака сделана в виде арки, которая хорошо видна с улицы Советской. В самом центре разместилась скульптура солдата, находившаяся на этом месте ранее, а сейчас реконструированная. По обе стороны арки располагаются две стены, на которых размещены 44 памятные доски с информацией о защитниках Отечества, захороненных здесь в братской могиле. В ней покоятся останки 135 участников обороны Гомеля в августе 1941 года, партизан, подпольщиков, а также тех, кто принес в ноябре 1943-го в город долгожданную свободу. Все они в годы войны отдали свою жизнь за нынешнюю мирную жизнь белорусского народа. Вдоль центральной аллеи установлена 41 памятная стела. На них увековечены имена Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, судьба которых была связана с Гомелем. В их числе уроженцы города над Сожем, воины, принимавшее участие в освобождении города, а также те, кто проживал и работал здесь.
В Студенческом сквере в Гомеле были похоронены 129 воинов и партизан, которые погибли в боях за Гомель в 1941 и 1943 годах. В 1952 году на братской могиле был установлен памятник-скульптура солдата. В 2014 году, на месте братского захоронения воинов и партизан, установлена скульптура солдата после реставрации. После масштабных работ по замене теплотрассы в Студенческом сквере Гомеля, когда здесь – на месте старинного кладбища – из-под земли подняли многие останки, сквер благоустроили. Пешеходные дорожки выложили плиткой, высадили газоны, установили фонари, а прямо возле римско-католической церкви создали Аллею героев. Ее торжественное открытие состоялось 3 июля 2014 года, в День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Аллея состоит из 41 памятника в честь героев Советского Союза, которые принимали участие в освобождении Гомеля. Бетонные колонны, соединенные аркой, стали частью мемориала воинам, погибшим при освобождении Гомеля. В центре аллеи, на месте братского захоронения воинов и партизан, участников обороны Гомеля в 1941-м и освобождения города в 1943-м, установлена скульптура солдата, которая прошла реставрацию. По обеим сторонам скульптуры размещены медальоны с именами погибших воинов.
Девятая точка — Памятник ополченцам-защитникам города.
Установлен в Комсомольском сквере на правом берегу реки Сож в 1975 к 30-летию Победы в память о бойцах полка народного ополчения, защищавших вместе с войсками Красной Армии Гомель от немецко-фашистских захватчиков в августе 1941.
Данный памятник представляет собой горизонтальный чугунный блок (высота 2,3 м, длина 13 м) на 4 бетонных опорах, на гранях которого литые рельефы на тему войны. Первый барельеф «Смерть фашизму». Второй барельеф «Мать провожает сына на фронт». Третий барельеф «Партизаны в лесу» рассказывает о партизанском движении на временно оккупированной врагом территории. Четвертый барельеф памятника посвящен подпольщикам Гомеля.
По сторонам блока — мраморные плиты: на одной высечены имена 12 погибших ополченцев, в том числе командира полка Ф.Е. Уткина и комиссара 2-го батальона Н. Н. Кунцевича, другая посвящена Герою Советского Союза Т.С. Бородину, одному из руководителей Гомельского подполья.
Площадка вокруг памятника выложена серыми бетонными плитами, окружена парапетами из бутового камня, окаймлена гранитом.
Маршрут выходного дня по городу Гомелю
«Маршрут выходного дня для детей и их родителей»
В выходной день многих родителей интересует вопрос: «Куда пойти с ребенком?» Как полезно и интересно провести эти дни? Может в поход, в парк?» Эти советы помогут Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Спросите ребенка, куда бы он хотел пойти, что увидеть? Решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность с взрослым в семье и растет спокойным, уверенным. Совместный с ребенком поход – это не отдых для родителей, а время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами. Не забывайте смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление. Читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов. Ваша речь, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. Не забывайте побуждать ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Интересным и увлекательным для ребенка может стать и посещение музеев. Постарайтесь заранее узнать какие выставки проходят выходные в нашем городе. Выберите ту, которая заинтересует вашего ребенка, будет соответствовать его знаниям и возрасту. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются краеведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что - то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать экспозиции, посвященному белорусскому костюму или оружию, посуде, мебели. Большой интерес представляют для детей и выставленные в музее архиологические находки: утварь, сделанные из камня топоры, ножи, различные кости доисторических животных, женские украшении и т.п. В музее ребенок узнает, как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду носили, и из какой посуды ели, во что играли и т.п. В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, узнать новое, поэтому Вы родители, должны сделать эти посещения регулярными и интересными. Много интересного может узнать ребенок, и просто гуляя с вами по улице. Расскажите, почему такое название носит данная улица, какие достопримечательности находятся на ней. Рассмотрите транспорт, идущий по улице, вспомните правила дорожного движения, расскажите ребенку о предприятиях нашего города. Такие беседы не только расширят кругозор дошкольника, но и пополнят его словарный запас. Существует много различных способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Продумайте, пофантазируйте, и Вы получите массу впечатлений и пользы от прогулок с ребенком
Маршрут выходного дня для детей и родителей №1 «Посещение Гомельского областного музея военной славы»
Цель: воспитание у дошкольников патриотизма, уважения и интереса к истории родного края.
Тип: семейный маршрут выходного дня.
Вид: пеший, на транспорте.
Продолжительность: 1,5 - 2 часа.
Маршрут продвижения: · автобус №3, №12
Троллейбус - №1, №20, №10 · остановка «улица Жарковского».
Музей об истории города Гомеля. Он был создан, чтобы исследовать историю города и рассказать о ней жителям и гостям этого населенного пункта. Старые фотографии, книги и даже музыкальные инструменты — все это (и не только) можно увидеть в музее.
Первая очередь музея была открыта в 2004 году накануне празднования 60-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. 26 апреля 2005 года состоялось открытие полного музейного комплекса. В торжественной церемонии принял участие президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.
Содержание беседы с ребенком по ходу движения по маршруту:
1. Спросите у ребенка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
2. Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть.
3. Поинтересуйтесь у ребенка: «Что он слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне?
4. Расскажите ребенку, что в музее установлены образцы военной техники, находившейся на вооружении воинских частей и соединений Гомельского гарнизона.
5. Спросите у ребенка, знает ли он, что такое минута молчания? Как нужно вести себя в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно стать и молча почтить память о погибших людях).
Примерные задания после завершения посещения музея:
1. предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.
2. сделайте вместе с ребенком поделку танка или военной машины.
Маршрут выходного дня для детей и родителей №2 «Посещение краеведческого музея»
Маршрут продвижения: · автобус №3, №12
Троллейбус - №1, №20, №10 · остановка «Площадь Ленина».
Цель: закрепить знания о музее. Историческая справка: Сбор ценностей был начат еще в 2009 году.
Первые поступления – это дары горожан, учреждений, организаций, предприятий. Сложились следующие коллекции: · документов; · фотографий; · редких печатных изданий; · графики; · живописи; · нумизматики; · фарфора, фаянса; · палеонтологии; · археологии.
Закрепить знания о музее: Музей – это дом, куда люди приносят и хранят ценные, редкие, старинные предметы. Музеи бывают разные: музей изобразительного искусства, где хранятся различные картины, скульптуры; военные музеи, которые рассказывают нам о военном тяжелом времени и другие. В музее созданы все условия, чтобы надолго сохранить старинные редкие предметы. Мы посетим краеведческий музей, рассказывающий о нашем крае.
Правила поведения в музее: · Громко не разговаривать. · Не бегать, ходить спокойным шагом. · Не толкаться! · Не трогать руками музейные экспонаты! · Внимательно слушать экскурсовода! И все запоминать.
Нарисуйте вместе! Что больше всего запомнилось! (Животный и растительный мир нашего края.)
Маршруты выходного дня
Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей
"По местам памяти героев, погибших во время войны".
Уважаемые родители! Предлагаем Вам посетить с детьми места памяти героев, погибших во время войны, с целью изучения истории родного города и края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий. Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения!
Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк. Знакомство с историческими объектами в том населенном пункте, где проживает семья, позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные “маршруты выходного дня” будут способствовать знакомству детей и самих родителей с историей своей малой Родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут. Правильная организация маршрутов выходного дня обеспечит условия для гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях. Внедрение в практику учреждения дошкольного образования «маршрутов выходного дня» как формы работы с родителями предполагает:
- информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы;
- получение обратной связи в процессе общения с детьми;
- трансляцию эффективного опыта семейного воспитания;
В помощь родителям: «Организации взаимодействия с ребенком во время «маршрутов выходного дня» примерная схема описания памятника для включения в «маршрут выходного дня»:
- название памятника;
- местонахождение памятника (город, улица, № дома и т.д.);
- дата открытия памятника, сведения об авторе;
- описание памятника (планировка, композиция, размер и т.д.);
- историческое событие (личность), которому посвящен памятник;
- фотография, рисунок или план памятника.
Маршрут выходного дня "Брестская крепость"
Первое, что приходит на ум при упоминании Бреста, это легендарная Брестская крепость, принявшая на себя первый удар 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война… И если вы будете входить в крепость через главный вход (как говорят местные, «через Звезду»), то услышите и отсчет метронома, и тревожный гул вражеских самолетов, и тот самый голос Левитана, сообщающий о нападении фашистской Германии…
Цитадель полна напоминаниями о войне – это и руины, и казематы из красного кирпича, и танки с пушками, и могилы защитников, чьи имена можно прочитать на плитах, и неугасимый Вечный Огонь, днем и ночью горящий в память о всех погибших… Но в то же время Брестская крепость поражает ощущением мира, покоя, безграничного пространства. Здесь цветут розы и доносится звон церковных колоколов, здесь на отвоевавших свое танках и пушках с утра до вечера лазают неугомонные мальчишки, здесь много воздуха, деревьев и тишины. Здесь можно перекусить в кафе и зайти в музей или просто гулять по бесконечным тропинкам под сенью старых ив, помнящих войну и радующихся миру.
Что посетить:
-Белый дворец
-Музей войны – территория мира
-Монумент «Жажда»
-Свято-Николаевский гарнизонный храм
-Площадь Церемониалов
-Художественный музей
-Руины Инженерного управления
-Холмские ворота
-Музей обороны Брестской крепости
-Тереспольские ворота
-Археологический музей «Берестье
-Музей военной техники
О чём поговорить:
-ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?
События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война останется на страницах учебников как исторический факт, и не более. Мамы и папы стараются всесторонне развивать детей до школы, давая им знания в самых разных областях. Нельзя забывать про взращивание патриотизма. Детям интересно будет узнать о стране, о войне, о подвигах, благодаря которым мы сейчас живем. Родители, бабушки, дедушки, педагоги детских садов и развивающих центров должны посвящать детей в эту тему, воспитывать в них любовь к Родине, прививать знание истории и военных событий с малых лет.
-С ЧЕГО НАЧАТЬ РАЗГОВОР?
Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить, что это за день, что он значит для страны, рассказать о подготовке к параду, об украшении города к празднику. Ребенок сам может натолкнуть родителя на разговор. У дошкольника к 5 годам возникает много вопросов обо всем на свете, поэтому когда-нибудь он спросит, есть ли бабушки и дедушки у мамы и папы, где они живут, как они выросли. Это подходящая ситуация для разговора о трудном детстве детей того времени, о том, что многие мамы и папы никогда не видели своих бабушек и дедушек. О войне должны знать дети любого пола. Война — это целый период из жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это героизм и самоотверженность дедов, отцов, сыновей и братьев, но вместе с тем – крепость духа, забота и стойкость бабушек, матерей, дочерей, сестер. Такие разговоры дают возможность рассказать об истинных образах героев, а не тех, что пропагандируют современные мультфильмы.
-ПОЧЕМУ НАЧАЛАСЬ ВОЙНА.
У детей все просто: в «войнушке» все делятся на хороших и плохих. В мире взрослых все гораздо сложнее. Ребенку нужно объяснить, что войны начинаются из-за желания правителей государств захватить чужие богатства, природные ресурсы. Говоря о войне 1941-1945 гг., можно рассказать, что фюрер Германии Адольф Гитлер захотел уничтожить целые народы только потому, что посчитал свою нацию лучше. Он хотел установить фашистский режим во всем мире и сделать остальных людей рабами, обслугой своего народа. Даже в своей стране фашисты убивали людей, потому что у них была другая национальность. Многие страны не смогли сопротивляться Германии и сдались. Наша страна была гораздо больше, чем сейчас, и называлась Советским Союзом. В Союз входило много маленьких стран, люди имели разные национальности, но относились друг к другу так, будто они — одна большая семья. Гитлер предательски напал на Советский Союз, когда этого никто не ожидал. Люди спали в своих кроватях, но в один момент их жизнь изменилась, а для многих — оборвалась. Гитлер ожидал быструю капитуляцию, но он не догадывался, что советские люди будут до конца сражаться за свою свободу, а многие умрут за нее.
-КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Рассказать о войне могут близкие родственники ребенка. Если малыш посещает детский сад, то к празднику 9 Мая он познакомится с этой темой там. В младших группах дети слушают стихи и рассказы на военную тему, а детки постарше сами принимают участие в утренниках и концертах, надевают детскую форму — копию военной формы тех лет, учат стихи, песни, поздравляют ветеранов на параде. Родителям нужно поддерживать «волну», а не возлагать эту сложную тему только на воспитателей.
Детей можно приобщать к изучению Великой Отечественной войны разными способами: посещать с ребенком вечный огонь, аллею славы, памятники героям в своем городе; ходить на парад Победы 9 мая; просить бабушек и дедушек, родившихся в военные или послевоенные годы, рассказать о своих воспоминаниях из детства; показывать награды своих родственников в войне, показать фронтовые письма, фотокарточки, если они сохранились; делать с детьми поделки к празднику Победы для утренника в детском саду или для своих родных; читать книги о войне. Детская литература подойдет для первого знакомства с образами войны. Читать книги на эту тему можно уже с трех лет. Малыш еще мал, он не поймет всех ужасов того времени, но это пока и не нужно. После пяти лет дети уже более осознанно воспринимают вопросы смерти, примеряя их на себя. Главное в такие моменты – успокоить ребенка здесь и сейчас: война уже прошла, ее уже пережили, мы живем в мирное время. Вот некоторые произведения о военном времени, которые подойдут для дошкольников:
«Брат мой в армию идет»,В. Орлов;
«Галина мама»,С. Георгиевская;
«Арбузный переулок»,В. Драгунский;
«Андрейка»,В. Осеева;
«Стальное колечко»,К. Паустовский;
«Шинель»,Е. Благинина;
«Кукла»,Г. Черкашин;
«Главное войско», «Памятник солдату», «Твои защитники», Л. Кассиль;
«Землянка», А. Митяев.
-ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Знакомя малыша с событиями тех лет, можно также рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным – так же почетно, как быть учителем, врачом, пожарным, полицейским. К военным специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста, инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие миссии. Женщины наравне с мужчинами идут на войну и проявляют храбрость, отвагу, самоотверженность. Остальные работают на заводах, в госпиталях, детских садах, школах. Женщины все так же остаются матерями и женами на войне, заботятся о своих и чужих детях, о раненых на войне солдатах, как о братьях.
-ДЕТИ – ГЕРОИ ВОЙНЫ
Военные годы были тяжелым испытанием для всех. В один миг детям того времени пришлось повзрослеть. Закончилось их детство: игры в игрушки сменились тяжелым трудом и заботой о тех, кто слабее и беспомощнее. Война – тема взрослая, но она унесла много детских жизней. Дети совершали поистине героические поступки. Их объединяла искренняя ненависть к фашизму и готовность пожертвовать жизнью, чтобы помочь Советской армии уничтожить оккупантов. Многие не увидели Великую Победу.
Зина Портнова - в начале войны стала партизанкой. В 15 лет девочка работала в столовой немецкого учебного корпуса и по заданию «подполья» отравила еду. Сто фашистских офицеров умерли, Зину вычислили и накормили отравленным супом, но она чудом выжила. Через 2,5 года Зину поймали и приговорили к расстрелу. Перед смертью ее долго пытали.
Володя Дубинин - встретил войну подростком четырнадцати лет. Юноша был партизаном и разведчиком. Юный герой подорвался на немецкой мине во время разминирования каменоломни вместе с саперами.
Марат Казей - был двенадцатилетним мальчиком, когда немцы предательски напали на страну, а в 13 лет он осиротел. Мальчик подался в партизаны и разведчики. Сестра Марата помогала раненым, но получила сильное обморожение ног. Ее эвакуировали, но ноги пришлось ампутировать. Марат отказался ехать с сестрой и остался мстить за мать. В 1943 году Марат спас партизанский отряд. В 1945 году он подорвал себя гранатой, попав в окружение.
Аркадий Каманин - самый молодой летчик времен Второй мировой. Отец Аркадия – известный советский летчик, генерал-полковник летных войск Н. П. Каманин был примером для сына и сам отправлял его в полеты. В 15 лет Аркадий летал самостоятельно на У-2. Летчик многократно успешно выполнял важные летные миссии и уничтожал врагов. Аркадий скончался от инфекции в 18 лет.
Лара Михеенко - стала партизанкой в 14 лет. Занималась разведкой и собирала информацию о немецких военных объектах, раздавала агитационные листовки. В 43-м году Лара помогала подрывать железнодорожные пути и уничтожать немецкие эшелоны. В том же году девушка попалась врагу и была расстреляна.
Вася Курка – молодой снайпер, который уничтожил 179 немцев. Василий добровольно зачислился в стрелковую дивизию в 16 лет и стал асом стрелкового дела. Он подготовил 59 снайперов, вместе они уничтожили около семисот немецких солдат и офицеров. Вася скончался от выстрела в голову в январе 1945 года, когда выглянул из траншеи во время перестрелки.
Надя Богданова – самый молодой ребенок-герой. Надя стала партизанкой в 9 лет. Девочка скиталась по деревням в поисках еды и попала к партизанам. Однажды немцы поймали ее вместе с напарниками по разведке. Детей долго пытали и приговорили к расстрелу, но девочке чудом удалось избежать смерти. В 1943-м году маленькая партизанка участвовала в подрыве моста, чтобы прервать продвижение фашистов к Ленинграду, но ее схватили немецкие полицейские. Девочку пытали, издевались над ней целую неделю и бросили умирать на морозе. Надю спасла женщина-колхозница, благодаря этому девочка выжила. Надежда Богданова прожила почти 60 лет.
Шура Кобер и Витя Хоменко - были связными в подпольном центре Украины. Друзья вместе пересекли фронт и связались с партизанами. В 1942 году мальчиков казнило гестапо. Им было по 16 лет.
-ПОДВИГИ ГОРОДОВ-ГЕРОЕВ
Рассказывая о детях – героях войны, нужно упомянуть о том, что героями были не только отдельные люди, но и целые города. Тринадцать городов современной России, Украины и Белоруссии носят почетные звания городов-героев. Население этих городов проявило невиданный героизм и мужество в годы войны.
Брестская крепость первая приняла удар войны. Ранним июньским утром 1941 года немецкие самолеты разбомбили пограничный Брест. Мирные люди в один момент стали воинами. Оказавшись в окружении без боеприпасов и продовольствия, они держали оборону почти месяц. Все погибли, а подвиг пограничников Бреста стал известен на всю страну.
Одесса попала в окружение в августе 1941-го. Город отбивал атаку 73 дня. Тысячи женщин, детей рыли траншеи, ставили мины и ограждения из колючей проволоки. Взрослые и дети изготавливали гранаты и противотанковые мины на переоборудованных заводах. В сентябре город был взят оккупантами.
Ленинград (ныне Санкт-Петербург) был окружен осенью 1941 года. В ноябре началась блокада города, которая длилась девятьсот дней. Люди выживали, как могли. Блокада Ленинграда – это отдельная, черная глава Великой Отечественной войны. Ленинград связывала со страной только «Дорога Жизни» — транспортный путь через Ладожское озеро. По воде на судах и по льду на машинах доставляли продовольствие для Ленинграда.
Керчь одной из первых приняла удар немецкой армии. Город пытались захватить дважды. Керчь несколько раз пересекала фронтовая линия. Тысячи мирных жителей города погибли, еще больше были отправлены на принудительные работы в Германию. Город пробыл в оккупации семьсот дней и был почти уничтожен.
Тула стояла с октября по декабрь 1941-го года. Город перешел на военное положение сразу после сдачи Орла, застигнутого врасплох. Неприятель отправил на покорение города свои лучшие войска, но взять Тулу он не смог, оборона длилась 43 дня. Жители рыли противотанковые рвы, минировали подступы к городу, ставили «ежей». Героическое противостояние Тулы сорвало планы Гитлера на быстрое взятие столицы.
Волгоград раньше назывался Сталинградом, и Сталинградская битва изменила ход всей Второй мировой войны. Битва за Сталинград длилась с июля 1942 по февраль 1943 года и вошла в историю человечества как самая кровопролитная. Гитлер и его союзники поняли, что выиграть эту войну невозможно. Сталинград одним из первых получил звание города-героя.
Москва была стратегически важным городом для Гитлера. С взятием Москвы ассоциировалась победа фашисткой Германии над Советским Союзом. Битва под Москвой длилась 203 дня, и в ней Гитлер потерпел первое крупное поражение от начала войны.
Новороссийск отбивал натиск 394 дня. Огромную роль в обороне города сыграл Черноморский флот. Звание Героя присвоили 21 новороссийскому воину. Разрушенный и выжженный, в отечественную историю Новороссийск вошел несломленным советским городом-героем. Мурманск сдерживал врага на протяжении почти всей войны и был неприступен, как крепость.
Мурманск бомбили, а он стоял и продолжал служить портом. Жилые дома были разрушены или сгорели, уничтожена большая часть предприятий. За все время город бомбили с воздуха почти 800 раз.
Севастополь отразил бомбардировку, которая обрушилась на него в первый день войны. Этот город был главным портом страны, там стоял Черноморский флот. Гитлеровцы 250 дней осаждали Севастополь. Десятки тысяч мирных жителей погибли в боях или были взяты в плен и вывезены в Германию. Город почти стерли с лица земли.
Киев принял удар 22 июня, а с 6 июля героически отбивался от немецких войск 72 дня. Воевали и солдаты, и мирные жители. Гитлер не смог сходу взять Киев, но с осени 1941 года город был в оккупации 2 года. Более 200 тысяч киевлян пали в боях, около 100 тысяч пленников увезены в Германию.
Минск попал в центр сражений с самого начала войны. Почти неделю город оборонялся, но вынужден был сдаться. Минск жил в условиях жесткой оккупации, тысячи людей погибли. Люди не сдавались без боя, и за проявленную доблесть 8 минчан получили высшую степень отличия – звание Героя Советского Союза.
Смоленск стоял на пути Гитлера к Москве, поэтому фюрер попытался захватить город уже на третий день войны. 10 июля 1941 года началось двухмесячное Смоленское сражение. Эта битва сорвала идею «молниеносной войны», не дав немцам подойти к Москве до зимы. Оккупация Смоленска длилась до осени 1943 года. Все эти месяцы жители не сдавались и создавали партизанские отряды. За боевую отвагу и мужество звание Героя Советского Союза получили 260 уроженцев Смоленщины.
-РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ
Откладывать разговоры на тему войны не обязательно до возраста, когда ребенок сам может спросить. Дети видят и понимают больше, чем нам кажется. Тем более не отказывайте ребенку в разговоре о войне, если он спрашивает об этом сам. Говорить о войне с дошкольником нужно простым, понятным языком. Не надо перегружать рассказ датами, подробностями, которые ребенок просто не сможет разложить в голове по полочкам. Детям проще воспринимать информацию наглядно, когда можно посмотреть и потрогать. Поэтому говорите с ребенком, когда показываете семейный фотоальбом, читаете книгу на военную тематику или рассматриваете журнал о военной технике. Говорить о подвигах советских солдат можно у вечного огня. Расскажите ребенку, что огонь символизирует вечную память о павших воинах и горит в любое время суток, в любую погоду. Поговорите о том, что надписи на мемориальных плитах – это не просто непонятные ребенку слова. Это имена воинов, погибших за будущее своей страны, за будущее нас и наших детей. С именем каждого воина связана своя история – история его жизни и смерти. Каждый из этих людей был чьим-то сыном, братом, отцом. Их линия жизни оборвалась, а мы продолжаем жить – и благодарим их за это. Не стесняйтесь говорить о войне откровенно. Наша общая история не должна пропасть с годами, мы, родители, должны передавать эту память детям, а наши дети будут рассказывать о войне нашим внукам. Никто не будет забыт, пока мы с вами помним.
*Рекомендуем посмотреть видеоролик о Брестской крепости*
РЕКОМЕНДАЦИИ: «Маршрут выходного дня для детей и их родителей»
РЕКОМЕНДАЦИИ: «Маршрут выходного дня для детей и их родителей»
В выходной день многих родителей интересует вопрос: «Куда пойти с ребенком?» Как полезно и интересно провести эти дни? Может в поход, в парк?» Эти советы помогут Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка.
Спросите ребенка, куда бы он хотел пойти, что увидеть? Решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность с взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.
Совместный с ребенком поход – это не отдых для родителей, а время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами. Не забывайте смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление.
Читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов. Ваша речь, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. Не забывайте побуждать ребенка высказываться, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их.
В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, узнать новое, поэтому Вы родители, должны сделать эти посещения регулярными и интересными. Много интересного может узнать ребенок, и просто гуляя с вами по улице. Расскажите, почему такое название носит данная улица, какие достопримечательности находятся на ней. Рассмотрите транспорт, идущий по улице, вспомните правила дорожного движения. Такие беседы не только расширят кругозор дошкольника, но и пополнят его словарный запас.
ВЫ можете посетить культурные центры нашего города,: детскую библиотеку, Брестскую Крепость, Брестский областной краеведческий музей, образовательный центр безопасности МЧС, Брестский музей железнодорожной техники,, Набережную города Бреста, те места, где вы наглядно сможете познакомить ребёнка с профессиями взрослых.
Существует много различных способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Продумайте, пофантазируйте, и Вы получите массу впечатлений и пользы от прогулок с ребенком!
Мы надеемся на активную "обратную связь"!
Делайте интересные фото, рисуйте, изготавливайте различные изделия, макеты, сочиняйте рассказы и обязательно высылайте нам на электронный адрес или на Viber педагогам! Мы разместим Ваши работы на сайте учреждения, оформим выставку рисунков и коллажей!
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Маршруты выходного дня"
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
"Маршруты выходного дня"
Выходные являются для родителей теми самыми днями, которые они могут полностью посвятить своему любимому и дорогому ребенку. В эти дни развлечения могут быть самыми различными: все будет зависеть от того, что предпочитает Ваш ребенок, и каков его возраст. Достижением положительного результата будет являться счастливая радостная улыбка на лице Вашего ребенка, его звонкий громкий неумолкаемый смех! Ответ на вопрос: «Куда пойти с ребенком в выходные?» - весьма риторический. Это могут быть как парк, так и развлекательный центр, детские кафе, кинотеатр, бассейн, каток и многое другое. Все будет зависеть от того, какая на улице погода. Куда пойти с ребенком в выходные летом? Прогулки на свежем воздухе. Приобщение к природе! - Прогулки по лесу или парку.
Лето - прекрасное время года, когда на улице светит приветливое теплое солнышко, звучит пение птиц, природа одевается в зеленый наряд, все вокруг наполнено ароматами душистых трав! Поэтому в выходной день предоставляется удивительная возможность ранним утром, когда воздух особенно свеж, трава сверкает глянцем от невысохшей росы и громко щебечут птицы, выехать с ребенком на природу. Это может быть как лес, так и парк. В лесу в это время года можно наблюдать различные цветущие растения. Приобщите ребенка к природе, обратите его внимание на цветы. Можно, например, рассказать Вашему малышу, что у каждого растения есть свое любимое место, где ему хорошо расти. Так, ландыши и колокольчики любят лесную тень; гвоздика – сухой солнечный пригорок; незабудка – сырое местечко у ручья. Благодаря таким наблюдениям ребенок сможет осознать, что каждому растению нужны свои условия для жизни. Также в конце июня в лесу начинает созревать земляника. Поэтому это прекрасная возможность попробовать эту сладкую ягоду. А самым грибным месяцем в году считается август. Поэтому в августе можно отправиться в лес за грибами всей семьей. Научите ребенка, как нужно правильно собирать грибы: какие из них съедобные, а какие нет. - Прогулки на луг: На лугу в летнее время можно наблюдать многообразие различных цветов, трав. В воздухе висят различные ароматы. Поэтому придя с ребенком на некошеный луг, можно увидеть разнообразные цветущие растения. Расскажите ребенку о значении растений и их ароматах. Как правило, душистый колосок начинает зацветать раньше всех злаковых трав, поэтому благодаря именно ему так хорошо пахнет сено. В июле в белом и желтом доннике обнаруживается запах кумарина. Среди прочих злаковых трав можно легко определить колосок: он похож на колос лисохвоста, но более пушистый. Собирая с ребенком на лугу различные цветы, Вы сможете получить массу положительных эмоций. Также из этих цветов можно сплести венок, либо поставить их дома в вазу.
Поход на речку! Когда на улице стоит жара, то провести выходные с ребенком лучше всего будет на речке. Отдых на пляже всегда будет приятен: это возможность позагорать, искупаться в теплой воде, поиграть в песке. Здесь ребенку скучать не придется! Куда пойти с ребенком в выходные зимой? Зима – это прекрасное время года для различных развлечений: можно покататься на санках, на лыжах, на коньках, поиграть в снежки, слепить снежную бабу и многое другое. А если на улице стоит холодная морозная погода, то тогда можно провести досуг с ребенком, например, отправившись с детский развлекательный центр, кинотеатр, музей. Куда пойти с ребенком в выходные весной?
Весна – удивительное время года, когда природа пробуждается от зимней спячки. Весной хочется как можно больше времени проводить на свежем воздухе, на природе, наслаждаясь ее красотой. Городской парк Поэтому провести с ребенком выходные можно отправившись в городской парк. В мае в парках начинают цвести деревья. А кто хоть раз побывал в цветущем саду - знает как это красиво! Куда пойти с ребенком в выходные осенью? А если все таки выдалась хорошая солнечная и сухая погода, можно прогуляться по осеннему парку, и насладится красотой и красками осени. Собрать осенние листья от разных деревьев, рассказывая при этом ребенку от какого это дерева и рассматривая листья. Обычно в осенние месяцы на улице стоит дождливая, холодная погода. Поэтому гулять по улице с ребенком не очень уютно. Поэтому можно отправиться в Краеведческий музей, посетить зал «Флоры и фауны», посмотреть «чучела» животных и птиц родного края. Также можно посетить музей «Русской песни имени Аверкина», просмотр залов народных костюмов и музыкальных инструментов будет интересным и познавательным для ребенка и для вас взрослых. Кинотеатр На сегодняшний день существует большой репертуар мультфильмов и сказок для детей. Современные мультипликационные способны увлечь любого зрителя.
Детский развлекательный центр. Развлекательный центр – это то самое место, где ребенок сможет самозабвенно предаться играм. Для детей в развлекательном центре есть множество специально созданных для этого конструкций в виде лабиринтов, сухих бассейнов, туннелей, батутов, веревочных лестниц и прочее. А если ребенок устал, то он может передохнуть, сев за столик уютного детского кафе. Посмотрите вокруг своими глазами ребенка – сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем – то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же оставаться взрослыми! Речь ваша, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы.